Информационный портал Кущёвского района

Не обмани! Не оскорби! По возможности, помоги!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Баннер

На гетманских развалинах

Кубань в начале 20-х годов. Самая северная ее окраина – Кущёвская станица. Ворота на Кавказ. Граница двух казачеств: в станице – кубанцы, а через реку Ею, в селе Подкущёвском – донцы.


Отгремела гражданская война, не слышно стало в степи выстрелов и посвиста кавалерийских шашек. Всадники революции прогнали белогвардейцев. Начиналась мирная жизнь – новая, советская.

Верстах в двадцати к востоку от Кущёвской на крутом изломе степной речки Кугоеи затерялась усадьба гетмана Константина Прилепского. В начале двадцатых годов он ушел. Усадьба пустовала, разрушалась. Крестьяне окрестных хуторов Чекуновки, Федорянки и Степнянки довершили ее разорение. Однако недолго оставалась гетманская усадьба без хозяев.

Они появились здесь 9 мая 1923 года. Девять человек, все эстонского происхождения: Генри Кинна, Иосип Ансон, Генри Муро с братом Яном и сыном Леопольдом, Мартин Расман, Харьман, Нымм,  Юхан Шмидт.

Это были посланцы эстонской сельскохозяйственной коммуны «Койт» на кубанскую землю. Основная группа, их семьи оставались в Москве. А эти девять командированы сюда, чтобы выбрать место для коммуны, подготовить базу для приема всей группы коммунаров.

Так начинался первый день коммуны «Койт» на кубанской земле. А вообще-то ее первый день начинался гораздо раньше, за тысячи миль от Кубани. За океаном.

Первый день коммуны начался на американском континенте. Сюда, в Канаду и США, в начале века эмигрировали многие семьи эстонцев. Одни, как например, семья Генри Муро – в поисках лучшей жизни, другие, как семья Раук, – спасаясь от преследований за революционные убеждения. Разные причины приводили эмигрантов в развивающиеся страны Нового Света.

Они устраивались здесь по-разному: арендовали землю, становились фермерами, работали на лесоразработках, в шахтах и рудниках.

События в России в 1917 году глубоко волновали и интересовали эмигрантов. С радостью они  встретили весть об Октябрьской революции. Народ становился хозяином.

В Америке с помощью обществ технической помощи и друзей Советской России стали создаваться иммигрантские коммуны для посылки в Россию, оснащенные тракторами и другой  американской техникой.

В.И. Ленин в письме «Обществу технической помощи Советской России» в октябре 1922 года дал высокую оценку работе приезжающих по направлению Общества групп. «Еще раз выражаю вам от имени республики, – пишет Ильич, – глубокую благодарность и прошу иметь ввиду, что ваша помощь по тракторной обработке земли является для нас особенно своевременной и важной.

Особенное удовольствие мне доставляет возможность поздравить вас в связи с предполагаемой вами организацией 200 сельскохозяйственных коммун». (Пол. соб. соч., том 45, стр. 230).

Письмо Ленина, опубликованное в американской печати, пропагандистская и агитационная работа эстонской рабочей газеты «Уус Ильм» («Новый мир») способствовали созданию многих трудовых коммун в Америке и отправке их в Россию.

Так была создана и первая из иммигрантов сель-скохозяйственная эстонская коммуна «Койт», что Р переводе означает «Заря». Заря новой жизни – такой смысл вкладывали коммунары в это название.

На призыв газеты «Уус Ильм» откликнулись эстонцы в США и Канаде. Осенью 1922 года газета направила двух ходаков в Россию – лесоруба Иосипа Ансона и арендатора земли Юхана Шмидта – для ознакомления с условиями жизни и выбора места для коммун...

В Нью-Йорк из разных мест США и Канады прибывали эстонцы, пожелавшие ехать в Россию в составе первой группы коммуны «Койт».

Общество технической помощи Советской России помогла коммунарам закупить три колесных трактора «Интернационал» и другой сельхозинвентарь. Закупили также кухонную и столовую посуду, швейную и вязальную машины.

И в апреле 1923 года отправились в Россию. Так первая группа коммуны «Койт» попала в Москву. Всего, по данным отчета эстонского отделения Наркомата Национальностей, «прибывших в коммуну «Койт» было двадцать пять человек».

Как мы знаем, девять человек были посланы на место будущей коммуны в Кущёвский район. Они построили за короткое время две саманные хаты, восстановили кирпичный дом, посадили огород. Приобрели даже две коровы и две лоша­ди. После этого вызвали из Москвы свои семьи.

Так на развалинах гетманской усадьбы была создана коммуна «Заря».

Коммуна имела свой устав. По уставу все имущество ее членов обобществлялось и считалось собственностью коммуны навечно. Коммунары имели в личном пользовании лишь постель и одежду. Зарплаты они никакой не получали, питались в общей столовой.

Жили дружно. Новая работа захватила всех. На общем собрании избрали совет коммуны, создали бригады: полеводческую, строительную, садово-огородную. Позже появилась еще одна важная отрасль – животноводство.

В Нью-Йорке коммунары оставили трех своих представителей – Оскара  Муро, Пауля Мытуса и Августа  Якобсона – для прохождения курсов трактористов. В июне они прибыли в коммуну и начали тракторную обработку целинной земли вокруг бывшей усадьбы Прилепского. Тракторы тогда были в диковинку для   местных крестьян-единоличников.

Работа в коммуне кипела. Строились жилые дома, коровники, конюшня. Расширялись посевные площади. Из Америки, Эстонии, Сибири прибывали новые группы эстонцев, пожелавших стать членами коммуны. В 1926 году из коммуны «Рыбак» на Тамани прибыли Иван Раук с семьей и Иван Шооберг.

Дети коммунаров ходили в школу. В коммуне была создана партийная ячейка. Ее возглавил Август Якобсон.

В 1926 году создаются комсомольская ячейка, пионерский отряд. Секретарем комячейки стал Леопольд Муро. И в том же году организовался детский сад. Его первой воспитательницей была Мелания Раук.

По данным комиссии райкома партии, проверявшей состояние коммуны «Койт» в августе 1926 года, здесь уже насчитывалось 66 человек. Коммуна имела 981 десятину пашни, сад, огород, сенокос. Урожай зерновых культур в коммуне был намного выше, чем у крестьян-единоличников. К этому времени здесь насчитывалось 5 тракторов, молотилка и другая техника. Животноводство коммуны состояло из 11 лошадей, почти сорока голов крупного рогатого скота, тысячи голов птицы, 23 ульев.

В 1928 году приехали десять семей из Смоленской области, из бывшей коммуны «Диво». Переселенцы привезли с собой сельхозинвентарь, рояль и духовой оркестр. Председателем коммуны «Койт» стал Ян Ми-хайлович Михкельсон. При нем коммуна достигла наивысшего расцвета.

Это был энергичный, инициативный и знающий человек, настоящий хозяйственник. На ферме построили силосную башню, остатки которой сохранились до сих пор. Новинкой был построенный по его чертежам ветродвигатель.

Брат Яна Алексей Михкельсон создал большую пчелопасеку, руководил ставшим знаменитым в округе духовым оркестром .

Пример умелого хозяйствования в коммуне, коллективный образ жизни оказывал положительное влияние на местных крестьян-единоличников. В 1930 году они стали вступать в коммуну.

Эстонский академик В. Маамяш пишет: «В коммуне в это время насчитывалось 500 человек, она имела много земли, 190 лошадей, около 200 голов крупного рогатого скота, 1500 овец, пасеку, фруктовый сад, целый комплекс жилых и хозяйственных построек, электростанцию, силосную башню, школу, клуб, библиотеку».

Коммуна стала теперь интернациональной – в ней  работали эстонцы, русские, латыши, украинцы. Было создано три производственных  участка, по типу  теперешних бригад.

Наличие производственных участков осложняло вопрос с питанием членов коммуны. В Чекуновке и Федорянке построили столовые. Вступивших в коммуну  крестьян не устраивала уравниловка: ведь за свой труд  они ничего не получали, кроме питания.

Жизнь требовала новых форм стимулирования труда, а этого можно  было достигнуть только в сельхозартелях, которые начали создаваться в районе. Формой оплаты труда становится трудодень.

Поэтому в коммуне стали переходить к дифференцированной оценке труда каждого коммунара, вводить такие формы поощрения, как премии.

Осенью 1933 года членам коммуны раздали зерно.  Столовые продолжали еще работать, но уже без выдачи хлеба. А состоявшееся в начале 1934 года общее собрание приняло решение перейти на устав сельхозартели. Так возник колхоз на базе коммуны «Койт», которому дали название «Красная Заря». Первым председателем колхоза был избран последний по счету председатель коммуны Артур Алгус.

Коммуна сыграла свою положительную роль в деле пропаганды коллективного образа жизни, в объединении местных крестьян.

Прошло уже более полвека со дня основания коммуны. Давно уже нет в живых ее учредителей. Умерли многие из их потомков. Но память о коммуне жива. Жива в сердцах коммунарских детей. Помнят о ней старожилы этих мест. И, главное, память эта жива в делах нынешнего поколения. Краснозарянские хлеборобы прославились на всю Кубань. А Борис Пономаренко, родители которого начинали свою деятельность в коммуне, стал Героем Соцалистического Tpуда.

Дети и внуки коммунаров получили образование в учебных заведениях страны, работают в различных областях народного хозяйства.

Судьба разбросала их во все края нашей необъятной Родины.

В хуторе Красная Заря живут Эдуард и Марта Муро, Лейда Аммер, Оливер Сенпагамер, в Эстонии – Мелания, Алексей и Василий Раук, Велло Михкельсон, в Подмосковье – Леопольд и Неонелла Муро, на Дальнем Востоке – Сельма, Аида и Элла Койт, в Апшеронском районе Кубани – Юхан Лесмент...

Все они хранят самые лучшие воспоминания о жизни в коммуне «Койт».

Марта Генриховна Муро вспоминает: «Жизнь в коммуне была прекрасной. Коммуны, как заря, осветили нам путь в новое  общество – коммунизм».

...Они  приехали  в Советскую Россию в 6-ю годовщину Октября. Скоро мы будем отмечать 60-летие Великой Октябрьской Социалистической Революции. Путь пройден огромный. Достижения страны Советов колоссальные. И свой вклад в эти достижения сделала  коммуна «Койт» – первая эстонская иммиграционная коммуна в России.

 

Опросы

2014 объявлен Годом культуры. Что Вы понимаете под словом культура? Что для вас значит культура?
 
Кто, по-вашему должен взять на себя главный груз борьбы с наркоманией?
 
Что для Вас Великий пост? Что в нём главное?
 
Давайте поговорим? О чём?
 
Что для вас значит имя Лермонтова? В 2014 году отмечается 200-летие со дня его рождения
 

Последние комментарии

  • Для тех кто в танке поясню: когда напряжение выходит за рамки допусков... Подробнее...
  • В октябре 13го года был на спектакле "Счастливый номер". Спектакль пон... Подробнее...
  • А какая связь между напряжением и ВОРОВСТВОМ??? В принципе уровень пот... Подробнее...
  • Почему ни ваша газета ни Кущёвский район не поддержали Крымчан хотя бы... Подробнее...
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня565
mod_vvisit_counterВчера1339
mod_vvisit_counterЗа неделю3140
mod_vvisit_counterПрошлая неделя7917
mod_vvisit_counterМесяц17809
mod_vvisit_counterПрошлый месяц54730
mod_vvisit_counterВсего1466111

Online (20 minutes ago): 21
Счетчик посещений

Кубанский репортер


Новости дня

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Архив материалов

<Июнь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
202123242526
27282930   

© 2010 Газета "Вперёд" станица Кущёвская

При использовании любых материалов Портала обязательна активная гиперссылка на Портал газеты "Вперёд"  Краснодарского края.
При перепечатке в неэлектронном виде обязательна текстовая ссылка на источник информации - <Газета "Вперёд" ст. Кущёвская - www.vpered-kr.ru>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Программы и методы скачивания из Вконтакте .