Скоро в школу
В одной из лучших школ района (и разве только в ней?) кадровый голод. Причина? Обязательная вакцинация от ковид-19, реформы образовательной системы? А может быть всё дело в отношении к светочам знаний? Давайте разбираться.
В школьном образовании странные времена. Не первое десятилетие проводятся реформы, вводятся новые предметы, выводятся старые, и вся система образования встаёт с ног на голову, машет лапками в воздухе, показывая, что у неё всё хорошо. Но итог сложно назвать удовлетворительным – нынешней ситуацией в образовании недовольны как учителя, так и ученики с их родителями.
У всех накопилось друг к другу куча претензий, что нередко выливается в горячие споры и скандалы.
Про вчера и сегодня
Давайте разберём сегодня одну из родительских претензий: в советское время педагоги были ого-го! Многое делали, а сейчас учителя жадные, ленивые, ничего не знают и не умеют. В общем, нынче учитель не тот пошёл. Всё дело в том, что теперь он – человек, оказывающий услугу, уважение приходится завоёвывать. Это касается учеников, их родителей и тех, кто выше по должности.
Если возвратиться в прошлое, посмотреть советские кинокартины, то вспомнится, что раньше в обществе учитель был светочем знаний, уважаемым. Труд его был в почёте, а авторитет не подвергался сомнению. Учителя могли школьнику не только двойку в дневник нарисовать и родителей в школу вызвать, но и указкой так дать, что мало не покажется.
Главным инструментом в налаживании дисциплины оставалась система поощрения и наказания. Залогом успешного изучения школьной программы была концентрация внимания на уроках, для достижения которой учитель использовал определённые дисциплинарные средства: оценки; возможность или невозможность ученика вступить в октябрята, пионеры, комсомольцы; второгодничество; удаление из класса нерадивых учеников и т.д.
Сейчас из всех этих инструментов практически ничего не осталось. Разве что оценки. Прочие стимулирующие меры изжили себя. Родители и вовсе переложили ответственность со своих плеч на учительские. Учителю приходится завоёвывать уважение детей без участия родителей, а к самим педагогам стали применяться более строгие критерии со стороны системы.
Ситуации, которые порой происходят в школах, трудно вообразить в советское время, а тем более – в дореволюционной России. Невозможно представить, чтобы ученик на уроке стал оскорблять учителя! А ведь многие такой поступок одноклассника поддерживают одобрительным смехом, мол, «не сдрейфил».
Наметилась тенденция: начиная с шестого-седьмого класса ученики соревнуются в том, кто больше «победит» диктатуру учителя, порядок урока и школьный регламент.
Подростковый бунт – естественное явление. Все дети в определённый момент своей жизни стремятся доказать, что они не маленькие и могут позволить себе взрослые поступки, но раньше взрослыми поступками считались устройство на работу, проведение урока вместо учителя, организация мероприятия для младших классов. Почему сегодня иначе?
Детские психологи единогласно утверждают, что наказания – вред для ребёнка. Однако оставляют широкий спектр воздействия на детском, понятном уровне, не требующем злоупотребления учительскими полномочиями. Но учителя всё равно ничего не могут поделать. Ведь нельзя воспитать ребёнка, используя одно только поощрение. В результате педагоги оказываются скованными по рукам и ногам, не в силах ничего противопоставить ученику, который решил исследовать свои нравственные границы.
Например, ребёнок хочет послушать музыку на уроке биологии и включил рэп на новой колонке, подаренной родителями. Рано или поздно учитель потребует отключить музыку и положить колонку на учительский стол до конца урока или даже конца дня. И если вы полагаете, что в этой «битве» проиграл ученик, то ошибаетесь, потому что у учителя проблемы впереди.
В школу прибегают родители или опекуны ребёнка, пишут жалобы. А стоит чаду обнаружить новую царапинку на телефоне или ином предмете, учителю совсем несладко. Ибо из небольшой учительской зарплаты придётся возмещать ущерб и оплачивать ремонт.
Андрей Соколов, инженер, учился в советское время:
– Раньше была совершенно другая обстановка. Детей, пусть и немного искусственно, а особенно маленьких, старались окружить идеей добра и безопасности. Ещё вчера довольно беззаботным и миролюбивым, хотя во взрослом мире было несколько иначе. Сегодня ребёнок в вакууме: в поход нельзя – простудится, на речку запрет – утонет, на улице не играй – обидят! Да как же ему расти?
Анна Сергеенко, мама первокласницы:
– Большим плюсом современного образования стала возможность проявить себя. Если раньше была одна учебная программа, которой были обязаны следовать все, то теперь педагог волен выбирать и даже создавать свою собственную.
Олеся Сергеевна, учитель:
– Прошло 30 лет, что осталось от старых советских льгот и статуса учителя в обществе? Они исчезли, но прибавилось как «бумажной» работы, так и работы напрямую не связанной с проведением уроков и обучением детей.
Может быть, учитель и рад бы посидеть с неуспевающими учениками после уроков в своё свободное время, но он работает не на одну ставку (18 уроков и общие 40 рабочих часов в неделю), а на полторы или даже две. Уроки закончились? Электронный дневник заполни, тетрадки проверь, отчёт напиши, план работы составь, мероприятие подготовь. У учителя сейчас и так есть чем заняться кроме проведения уроков. А ещё должно оставаться хоть какое-то время на себя и свою семью.
Педагогу сейчас нелегко. Не учителя являются первопричиной всех проблем.
Людмила Сафонова, пенсионерка:
– Когда я училась в школе, то не могу вспомнить, да и представить, что кто-нибудь из нас в учителя кинул стул, на этом его обучение закончилось бы. Хотя... Мы тоже шкодничали и хулиганили, но всему был предел! Сейчас жалко учителей – они беззащитны от этих особо одурённых детишечек, скоро в школах некому будет учить!
Андрей Иванович, учитель:
– У меня мама работала учителем, получала 180 рублей в месяц. В выходные на 5 рублей скупалась на рынке и в магазинах на целую неделю, да ещё и нам по желанию что-то приобретала. Получила квартиру от государства бесплатно, в санаторий мы ездили с ней за 10% от стоимости, в дома отдыха, пансионаты. Большую часть оплачивал профсоюз. А сейчас учитель я. Работы столько, что времени на личную жизнь практически нет: то отчёты, то конкурсы, то курсы, то занятия по подготовке к ЕГЭ, к ГИА. А ведь ещё надо к урокам на следующий день подготовиться. Даже к врачу сходить, когда необходимо, времени нет. А ведь раньше, когда только начинал работать, 28 лет назад, мне так нравился учебный процесс. Всё было по-другому. И время личное было, и уважение, и этих бредовых ЕГЭ и ГИА не было. А грамотных и ответственных учеников было больше, чем сегодня.
Наталья Васильевна, школьный психолог:
– В школе необходимо соблюдать школьные правила, особенно на уроках. Любое дело доводить до завершения. Тогда организм учится увеличивать творческие способности ученика. Преодолевать лень, «не хочу», «не могу», «не буду», «скучно». Если ребёнок идет на поводу своих комплексов, у него формируется инфантильность и низкая самооценка. Именно такие дети подхватывают все уличные комплексы и, таким образом, формируется деструктивная личность. В школьное время «уличные герои» деструктивные правила улицы тянут в школу и творческие дети больше всего страдают от этой тяжёлой энергии. В большинстве случаев улица начинает управлять школой. Это порочная практика.
Не следует забывать ещё одну важную сторону в школьной деятельности. В школе нет «второстепенных» предметов. Поэтому ученики, прогулявшие программу, не смогут учиться в ВУЗе. Получается, человек физиологически вырос, а психологически остался в начальных классах. Такими людьми легко манипулировать. Их можно использовать в любых неблаговидных делах.