В реальности в 1970-е в Татарстане произошёл бум молодёжной преступности — это явление получило название «казанский феномен». В группировках состояли в основном несовершеннолетние, объединённые местом проживания. Поэтому банды называли себя «улицами». У «улиц» была строгая иерархия, специфический жаргон и ритуалы. Похожие социальные процессы происходили и в других регионах: Краснодар, Москва, а что говорить о событиях в Ростове-на-Дону. Многие ещё помнят серьёзное противостояние между жителями центральной Кущёвской и Подкущёвки. Но особенность вышедшей картины, которая возмутила общественность, та, что, главные герои – это дети.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» — новый сериал режиссёра Жоры Крыжовникова. Фильм сняли по книге Роберта Гараева, он стал прототипом одного из главных героев. Автор описал события, которые разворачивались в Казани 1989-1990 годов.
Картина о том времени, когда дискотеки проходили в Домах культуры, когда плакат Брюс Ли висел на стене у любого подростка, а на школьном дворе была «коробка» для хоккея. Один из главных героев — восьмиклассник Андрей. Он живёт с матерью и младшей сестрой, отца нет. Однажды учительница просит Андрея подтянуть по английскому языку хулигана Марата. С этого момента жизнь примерного ученика меняется. Ребята сближаются, и скоро Андрей просится в банду «универсамовских» к новому товарищу.
Ко всем героям на протяжении сериала испытываешь противоречивые чувства. Марат кажется нормальным парнем, но именно он создаёт Андрею проблемы и втягивает в банду. Сам Андрей старается быть хорошим сыном, но с каждой серией тёмная сторона захватывает его всё сильнее. При этом винить в чём-либо ребят не хочется: все они – жертвы эпохи, которые выживают как могут.
Изначально, видя мелькающую рекламу фильма, я не хотела его смотреть. Очередной «конвейерный сериальчик», думалось мне. Спустя некоторое время на просторах Интернета появились комментарии о попытках запретить показ. Авторов фильма обвиняли в романтизации подросткового бандитизма.
Итак, все восемь серий просмотрены. Эмоции разные, но желания вступить в группировку не появилось. На взгляд обычного зрителя, разговоры о возможном запрете показа — это не что иное, как чёрный пиар. Ведь всегда было так: что запрещают, то срочно надо попробовать. Реклама не сработала – запустили другие варианты привлечения зрителя. И ведь получилось. О фильме сотни репортажей в газетах, журналах, в сети.
Но... картина просмотрена не зря. Она действительно цепляет, окунает в прошлое. Для нас это время ещё очень близко и реально. Да и вообще основные темы сюжета понятны — дружба, первая любовь, поиск себя в огромном мире, отношения между родителями и детьми. Каждый зритель найдёт что-то близкое для себя. Мне, например, на протяжении восьми серий была важна судьба брата и сестры, Андрея и маленькой Юли. Юля настоящий ангелок среди этой крови и жестокости. Какого выживать в тяжёлой реальности, будучи ребёнком? Когда маму забрали в психлечебницу, жизнь Юли и её брата Андрея перевернулась кверху дном; у сотрудников отдела ПДН встал вопрос ребром – куда же отправить детей? Было принято решение отдать Андрея и Юлю в детдом.
Конечно, если смотреть фильм поверхностно, увидишь только драки и бандитизм. Скажите, какой современный фильм обходится без этого? Но... В сериале с первых серий видно, что преступление не может быть безнаказанным. Поэтому нет там никакой романтизации. Просто в сериале нет строго положительных или отрицательных героев, как, впрочем, и в жизни. Человека характеризуют поступки, а поступки совершались разные. Например, Вова Адидас с одной стороны положительный персонаж, который берёт дело в свои руки, помогает ребятам и живёт «по понятиям». С другой стороны, он начал останавливать обычных работяг на машинах и красть у них деньги. Он хоть и освободил Айгуль, но позже не стал мешать другим травить её. Итог – бедная девочка покончила жизнь самоубийством.
В последней серии нашумевшего фильма всё становится на свои места. Вову настигает пуля, выпущенная сотрудником милиции. Андрей оказывается в местах заключения. Мораль ясна: над судьбой главенствует закон.
Происходящее на экране – ответ ностальгирующим, которые рассказывают: «А в Советском Союзе подростки себя так не вели, детьми занимались школа и комсомол».
А чтобы кино не стало реальностью, современным школьникам важно объяснить, что в фильме происходит социальное разрушение примерного ученика музыкальной школы. А вовсе не забавные приключения двух товарищей. Юные герои совершают плохие поступки, за которые пришлось ответить. Внутренний отклик каждого зрителя во многом зависит от ценностей, которые сформированы на момент просмотра фильма. Например, если ребёнок знает, что физическая сила всё решает, то фильм подтвердит и укрепит это убеждение. По моему мнению, не стоит бояться всплеска подростковой агрессии на фоне выхода «Слово пацана. Кровь на асфальте», поскольку современные дети развлекают себя с минимальными усилиями: компьютер, гаджеты. Да и от таких ожесточённых драк наши подростки отвыкли.
Тем не менее родителям, как советуют педагоги, надо быть внимательным к своим детям: следить за изменениями в поведении, успеваемости. Возможно, школьник стал слишком замкнут – это повод поинтересоваться его жизнью вне дома. В подростковом возрасте происходит переоценка ценностей, поэтому важно, чтобы рядом был мудрый наставник.
На фото: кадры из фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте».